КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ
СИСТЕМЫ «ГАРМОНИЯ ЗДОРОВЬЯ»
Функции образовательного
учреждения в решении глобальной воспитательной задачи определены законом РФ "Об
образовании” и подразумевают приоритетное решение образовательной задачи через
учебную и воспитательную деятельность.
Главным системообразующим компонентом центра является
учебно-воспитательный процесс.
Основными формами учебно-воспитательного процесса являются
собственно занятия по различным видам деятельности, на которых педагог, помимо
образовательных целей, ставит цели воспитательные; работа согласно годовому
плану воспитательной работы центра; досуговые мероприятия.
В воспитательном процессе центра используются микрогрупповые,
групповые (коллективные), массовые формы работы. При изменении ситуации в
воспитательном процессе наличие разнообразных форм позволяет оперативно
изменять педагогическую воспитательную тактику и добиваться оптимального результата.
Этапы построения
воспитательной системы ДМЦ «Нептун»
1 этап – становление воспитательной системы (сентябрь 2009-август
2010).
2 этап – обработка, стабилизация системы (сентябрь 2010-август
2012).
3 этап – окончательное оформление системы (сентябрь
2012-август 2014).
Основная идея
воспитательной системы ДМЦ «Нептун» – это культура здоровья ученического и
педагогического коллективов как условие и результат формирования личности с
устойчивой потребностью в здоровом образе жизни.
Цель воспитательной
системы: создание оптимальных условий для развития, саморазвития и
самореализации личности ученика – личности психически и физически здоровой,
гуманной, духовной и свободной, социально мобильной, востребованной в современном
обществе.
Принципы воспитательной системы
Основополагающими принципами, на которых строится процесс
воспитания в ДМЦ «Нептун», являются:
- принцип
природосообразности. Воспитание сообразно полу и возрасту, а также формирование
у ученика ответственности за развитие самого себя.
- принцип
самоактуализации и самореализации. В каждом ребенке существует потребность в актуализации
своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей.
Важно пробудить и поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию своих
природных и социально приобретенных возможностей.
- принцип
дифференциации и индивидуализации обучения и развития. Создание условий для
формирования индивидуальности личности учащегося и педагога. Необходимо не
только учитывать индивидуальные особенности ребенка или взрослого, но и
всячески содействовать их дальнейшему развитию.
- принцип личностно-ориентированного подхода в развитии и
сохранении здоровья. Каждый ученик – индивидуальность, со своими особенностями,
ценностями, отношением к окружающему миру. Каждый ученик для педагога предстает
как уникальное явление. Педагог помогает каждому ученику реализовать свой
потенциал, достичь своих поставленных целей и развить личностные смыслы обучения.
- системообразующий принцип – «гармония здоровья» детского и
педагогического коллективов, в основе которого лежит потребность «быть здоровым».
Содержание воспитательной
работы учитывает тот факт, что в процессе занятий отрабатываются взаимосвязи
знаний, умений и навыков с практикой жизнедеятельности, а в процессе воспитания
полученные знания направлены на формирование отношения человека к происходящим
природно-социальным явлениям. Что, в свою очередь, формирует мировоззрение
человека и тип его поведения. Поэтому вся работа педагогического коллектива
строится с учетом ценностных ориентаций в различных сферах, которые можно
разложить на несколько основных направлений:
1.
Спортивно-оздоровительная деятельность: формирование основ физической культуры,
воспитание потребности в здоровом образе жизни; охрана жизни и здоровья воспитанников.
2.
Патриотическое и гражданское воспитание: осознание обучающимися высших ценностей,
идеалов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве
определяющих принципов в практической деятельности; воспитание правовой
культуры и законопослушности; гражданской позиции; формирование патриотического
сознания, идей служения Отечеству.
3. Воспитание положительного отношения к
труду, формирование экологической культуры.
4.
Художественное, эстетическое и нравственное воспитание, приобщение
воспитанников к культурным ценностям.
Целевая
воспитательная программа «Здоровье»
Цель программы: укрепление психического и физического здоровья обучающихся; создание
благоприятных условий для формирования у воспитанников отношения к здоровому
образу жизни как одному из главных путей в достижении успеха.
Задачи
программы:
- организация образовательного процесса с учётом здоровьесберегающих
технологий;
- повышение профессионального уровня педагогов по вопросам
здоровьесбережения воспитанников и использования их в образовательной
деятельности;
- привитие обучающимся знаний, умений
и навыков, необходимых для принятия разумных решений по сохранению личного
здоровья, а также сохранению и улучшению безопасной и здоровой среды обитания;
- осуществление комплекса
мероприятий по воспитанию, развитию и социальной защите личности воспитанника;
- формирование негативного отношения подростков к вредным привычкам.
Основные направления реализации
программы:
- формирование основ физической
культуры, воспитание потребности в здоровом образе жизни;
- организация спортивно-оздоровительной деятельности;
- участие воспитанников ДМЦ в соревнованиях различных уровней
- организация оздоровительно – профилактических мероприятий
Целевая
воспитательная программа «Я – гражданин России»
Цель программы:
Формирование патриотического и
гражданского сознания у воспитанников, развитие чувства гордости за свою
страну.
Задачи:
- организация
деятельности по созданию условий для эффективного патриотического воспитания
обучающихся центра;
- приобщение
педагогов к организации различных видов деятельности, формирующих гражданскую
позицию и патриотические чувства;
- развитие
у школьников интереса к истории и культуре, стимулирование творческой активности;
- формирование
духовно-нравственных качеств личности;
- воспитание любви к своей малой родине.
Основные
направления реализации программы.
Работа по
патриотическому воспитанию в ДМЦ
организована по 2 основным направлениям:
- Гражданско-патриотическое воспитание.
- Героико-патриотическое воспитание.
Целевая воспитательная программа «Культура
труда и экологии»
Цель программы: приобщение воспитанников ДМЦ к труду посредством организации трудовых
формирований с экологической направленностью, воспитание экологической
культуры.
Задачи:
- привлекать воспитанников центра к разнообразным видам
трудовой деятельности связанной с решением экологических задач;
- формировать представления о природе как среде
жизнедеятельности человека;
- развивать эмоционально-нравственного отношение к
окружающей среде;
- воспитывать эстетическое отношение к окружающей среде,
умение вести себя в соответствии с общепринятыми нормами;
- формировать экологическую культуру учащихся;
- формировать познавательные, практические и творческие
умения экологического характера;
- привлекать воспитанников ДМЦ к участию в природоохранных
мероприятиях;
- формировать положительное отношение к основам здорового
образа жизни.
Основные формы и методы реализации программы:
- организация профильных трудовых отрядов для воспитанников ДМЦ;
- организация
учебно-воспитательной деятельности;
- проведение тематических бесед;
- участие в экологических Акциях;
- участие в городских
тематических мероприятиях;
- тестирование;
- организация встреч со
специалистами экологических служб и специалистами экологами;
- оформление информационного
стенда;
- распространение информационного
раздаточного материала;
- просмотр видеофильмов по
тематике программы;
- организация и проведение
субботника по уборке и облагораживанию территории ДМЦ.
Целевая воспитательная программа «Досуг»
Цель - создание условий для эффективного развития воспитания,
досуговой деятельности воспитанников в
образовательной системе и развитие творческих
качеств личности.
Программа ставит следующие задачи:
- формирование представления о полноценности проведения
досуга;
- придание досуговой деятельности развивающе-воспитывающего
характера;
-приобщение воспитанников к культурным ценностям и традициям;
- формирование способности обучающихся к активному
самопроявлению и самовыражению;
- повышение художественно-эстетической воспитанности обучающихся;
- обобщение, развитие известных и поиск новых форм досуговой
деятельности обучающихся;
- формирование положительных эмоций, благоприятного
психологического климата в процессе досуговой деятельности;
- формирований системы традиций с целью создания условий для
проявления воспитанниками творческой инициативы.
Основные формы реализации
программы:
- организация мероприятий
художественно-эстетической направленности;
- участие в мероприятиях
различного уровня (городских, краевых, всероссийских);
- организация досуговых
мероприятий для участников центра;
- организация творческих
выступлений и показов объединений художественно-эстетической направленности;
- рганизация работы пресс-центра
ДМЦ
Составитель: Шамарданова С.Г.